Ставшая популярной в последнее время акция «Бессмертный полк» окончательно перевела День Победы в разряд религиозного праздника. Было очевидно, что когда живых ветеранов Второй мировой не останется в силу естественных причин, 9 мая потеряет свой первоначальный смысл. Так и случилось. Теперь с каждым годом День Победы становится все больше похожим на день памяти мертвых предков, какие существовали с глубокой древности у самых разных народов. У славян, к примеру, еще с языческих времен было принято отмечать Осенние деды — день поминовения и проводов душ. Об умершем человеке говорили, что он «пошел до дедов» или «гуляет с дедами». Вот «Бессмертный полк» — это примерно такие же прогулки с дедами, только пересказанные на современный лад. Были Осенние деды, а теперь стали весенние.

Наверное, в этом нет ничего плохого. Помнить и уважать своих предков действительно важно. Но я давно приметил одну интересную особенность — чем популярнее в стране или в регионе акция «Бессмертный полк», тем хуже выглядят местные кладбища. Получается какое-то несоответствие. С одной стороны — показушное поклонение памяти дедов, пафосные речи в стиле «не забудем подвига ветеранов», а с другой — неухоженные, запущенные могилы, о которых никто не вспоминает.

Рассмотрим конкретные примеры. Думаю, все, кто бывал на Донбассе, замечали, что в регионе очень редко можно увидеть могилы старше 70 — 80 лет. Понятно, что Донбасс — относительно молодой регион. Но ведь в 1920-30-х годах там уже жили миллионы людей, а их могил сохранилось крайне мало. Дореволюционных — и вовсе единицы.

Донбасс — очень советизированный регион, где население ностальгирует по советскому прошлому и чтит День Победы. Новая российская мода на бессмертные полки сразу же просочилась в Донбасс из РФ. Но, к сожалению, уважение к памяти предков чаще всего ограничивается одной прогулкой с фотографиями на 9 мая.

Вот так, например, в 2012 году выглядело старое кладбище поселка шахты Лесная в Торезе. Старое по местным меркам. Закрыли его на самом деле в 1950-х годах. То есть могилы там 60-70 летней давности. Причем, много могил как раз 1940-х. Хоронили здесь тех, кто умирал от ран, голода и болезней в суровое послевоенное время. Сегодня большинство могил уже и не найти. За кладбищем давно никто не ухаживает, все заросло лесом, оградки украли.

А это «Бессмертный полк» в том же городе.

И такая картина почти на всем постсоветском пространстве. Чем больше в регионе любят СССР и чтят память дедов на публику  — тем грязнее там на кладбищах, тем больше заброшенных могил, которые никому не нужны.

Вот сообщение из группы «Типичное Енакиево». Там и относительно новые кладбища постепенно превращаются в мусорную свалку.

Проблема эта не новая. Вот заметка под названием «Мертвые сраму не имут» которая вышла в газете «Енакиевский рабочий» еще в 2002 году.

А как в Енакиево с «бессмертным полком»? Тут все в порядке. Устроить показуху один день в году по разнарядке сверху — это же не за могилами ухаживать.

Такая ситуация не только на кладбищах. Братские могилы советских воинов тоже часто в запущенном состоянии. Вот «освобожденный от фашистов» город Лутугино (пос. Челюскинец), который находится под контролем ЛНР

Ладно, может это только на Донбассе живут такие неблагодарные потомки? Да нет, в России, где погибших дедов чтят еще более неистово, можно найти сотни подобных фотографий с заброшенных кладбищ. Вот навскидку эпичный репортаж из города Сергиев Посад в Подмосковье. Тут брошенные могилы прямо рядом с многоэтажками. То есть, не какой-то далекий погост в умершем селе, а прямо в городской черте никому не нужные захоронения.

Захоронения тоже 40-х и 50-х, как раз послевоенные.

А вот для сравнения фото из города Ровно на Западной Украине — это там где бандеровцы, и где шествия «Бессмертного полка» не проводятся. Гулял по городу и увидел старое кладбище возле церкви. Зашел посмотреть — вокруг относительная чистота, хотя многим могилам больше ста лет.  Видно, что за кладбищем следят, чистят дорожки, иначе оно бы давно заросло чащей, как в Торезе.

Конечно, кто-то может возразить, что уход за могилами своих предков — дело индивидуальное. С одной стороны это так. А с другой — как правило, все городские кладбища находятся на балансе коммунальных предприятий. И задача чиновников — поддерживать их в порядке. Не красить каждую оградку, но хотя бы убирать мусор, чистить дорожки, не давать кладбищу зарастать кустами и превращаться в свалку.

Но чиновникам гораздо больше нравится выгонять бюджетников на марш с портретами мертвых стариков, чем в реальности содержать в чистоте их могилы. Вот для сравнения —  фотографии еще одного кладбища из города Антрацит Луганской области. Это кладбище немецких военнопленных. Правда, фото старое — сделано было еще до войны. Возможно с приходом ЛНР там что-то изменилось, но в 2012 году кладбище проигравших войну фашистов выглядело так. Оно содержится в чистоте за деньги немецких налогоплательщиков.

А это кладбище победителей в Луганске.

Там, конечно же, тоже любят «Бессмертный полк»

Подписывайтесь также на мои аккаунты

Канал в Телеграмм https://t.me/kazansky2017

Авторская страница в Фейсбуке

Твиттер

Канал на youtube


Share →

Комментарии:

6 Responses to «Бессмертный полк» и заброшенные кладбища

  1. с топа:

    Да, Денис, хоть я не разделяю твоего отношения к украине, здесь нельзя не признать твою правоту

  2. Илья:

    Почитал сей опус и вспомнил крымского патриота Украины из Луганщины (да-да) Станислава Цикаловского.
    Помните, Денис, его знаменитый цикл историй «Газонофашисты». Где он говнял свой город за покос травы стримерами, попутно утверждая, что в нормальных , свидомых, городах стримерами траву не косят. Но он ошибся, и в Киеве и во Львове все так же косят траву этими устройствами, так же дешевле))). Знал ли об этом Станислав, думаю знал.
    Как и Вы, если занимались этой темой, должны знать о заборошеных кладбищах в тех же Ровно.

    • Может там и есть заброшенные кладбища, я не видел. Но жители Ровно хотя бы не устраивают показухи и не рассказывают всем вокруг о своем величии, сидя в куче мусора. Вызывают отторжение не отдельные недостатки, которые есть везде, а лживый пафос

      • Илья:

        У нас страна — сплошной лживый пафос, который за последние 4 года перешел в крепкий маразм. Пафос во всем: в транспорте и медицине, в полиции и армии, образовании . Пафос даже в церкви. О своем величии мне рассказывали в том же загаженном Ровно. был я у них в гостях, общался… Что сказать, не увидел я большой разницы между жителем Ровно и условного Енакиево. Одно и то же.

        • Николай:

          Вы Илья БАЛАБОЛ с 7 больших букв!
          В Ваших комментах прослеживается большая обида на окружающий мир за собственное ничтожество…
          Попытки отомстить, вылив ушат лжи и помоев на встречу ветру вряд ли принесет Вам удовлетворение.

          З.Ы. В Ровно как и во всей ЗУ есть минимум 2 дня в году, когда местные обязательно приезжают на кладбище, чтобы привести в порядок могилки, подкрасить, посадить цветы… Это называется традиция! Я догадываюсь, что ваши обычаи побухать с усопшими предками, поорать «Россия», «Тагииил» и т.п. это как бы тоже традиции, но разница ощутима.

  3. Валерий:

    Очень злую шутку с жителями Донбасса сыграл фейк, усиленно распространяемый на протяжении нескольких десятилетий известным донецким телепропагандоном Гешей Кондауровым о том, что решением Юнеско Донецк признан едва ли не самым красивым и самым чистым городом в мире. Основой же для этого фейка для телеслухача Геши Кондаурова послужил факт награждения в начале 70-годов бронзовой медалькой Юнеско картонного экспоната из Донецка, представляющего собой картонный макет постройки стадиона «Локомотив», гостиницы «Шахтер» и «Пресс-центра». Не лишним будет напомнить также, что именно эта телегнида несколько десятилетий подряд распространяла исподтишка по всему СССР фейки о необыкновенном снабжении трудящихся Донбасса деликатесами и дефицитами вроде бы как в награду за то, что «Донбасс порожняк не гонит» и за то, что именно там живет гвардия труда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *