Недавно побывал в Полтаве, где записал интервью с одним из самых известных местных экоактивистов — волонтером общественной организации «Эколтава» Максимом Макухой. «Эколтава» — одна из самых успешных экологических организаций Украины. Полтавчанам удалось добиться введения раздельного сбора мусора у себя в городе. Теперь Полтава — один из немногих украинских городов, где можно увидеть разные контейнеры для пластика, бумаги и стекла. О том, как у полтавчан это получилось, я и решил поговорить с Максимом. Надеюсь, этот опыт приходится активистам и в других городах.

— Привет. Расскажи немного об «Эколтаве» Насколько велика ваша организация? 

— Наша организация не большая, активных членов всего около 10. Есть люди разной степени вовлеченности. Есть люди, для которых это основной вид деятельности, есть люди, которые совмещают. Все очень гибко, зарплат и ставок у нас нет. Бывает только финансирование отдельных проектов.

— Вам удалось убедить городские власти наладить раздельный сбор мусора. Теперь Полтава выглядит даже прогрессивнее Киева, потому что в столице раздельного сбора отходов до сих пор нет. Расскажи, как у вас это получилось? 

— Еще в 2014 году был принят закон про отходы, и там есть поправка, что властями должен быть обеспечен раздельный сбор отходов. На это давалось 4 года, и таким образом с 1 января 2018 года по всей Украине уже должен был производить раздельный сбор мусора. Но у нас этого не произошло. Понятно, что Полтава тут не была исключением. В большинстве других городов аналогичная ситуация. Но мы решили повлиять на ситуацию, чтобы у нас выполнялся этот закон.

— А что именно следует считать раздельным сбором мусора? Какой мусор должен собираться отдельно? 

— Это интересный вопрос. Есть рекомендации министерства инфраструктуры, которые говорят о том, какие именно есть типы раздельного сбора мусора. И там, насколько я помню, довольно гибкая формулировка, которая позволяет городам самим определять, как лучше им организовывать раздельный сбор мусора. Это могут быть и два, и три контейнера, и т.д. Даже в Германии в разных городах используются разные подходы, которые применяются в зависимости от того, как мусор потом перерабатывается. Чем больше контейнеров — тем больше издержки на раздельный сбор. В Германии за все платит потребитель, там высокие тарифы на вывоз мусора. Кроме того, у них действует система, что смешанный вывоз стоит дороже всего. Каждый дом там имеет свои контейнеры, и люди платят фактически по счетчику. Действует там и расширенная ответственность производителя — это когда производитель включает в цену своего товара стоимость переработки упаковки.

— А почему в Полтаве закон о раздельном сборе мусора  не работал?

— Местные власти не обеспечивали его выполнение. В украинских городах вопросы сбора отходов и последующей сортировки вторсырья часто курируют фирмы, связанные с городскими властями. Потому что вторсырье — это чистый нал, удобный бизнес. Возможно, поэтому власти Полтавы и тормозили долгое время переход к раздельному сбору отходов. Но мы решили, что закон должен выполняться, и подали в суд. Когда мы подали иск, в Полтаве произошла смена мэра, новая команда захотела показать результат, и сразу пошла нам навстречу. Мы заключили мировое соглашение, в котором были прописаны наши требования, которые власти должны были выполнить. После этого почти сразу в городе появились первые контейнеры для раздельного сбора мусора. Мы специально сразу поставили их возле городской елки.

— Что было в мировом соглашении?

— Главное, что там было — согласие городских властей разработать совместно с городской общественностью программу раздельного сбора отходов и принять ее до конца 2019 года. Мы создали рабочую группу, которая работала над этой программой, однако городская власть ее так и не приняла. Тем не менее, контейнеры закупили и установили, и раздельный сбор отходов стартовал. Еще одна интересная деталь, когда мы хотели привлечь внимание общественности к этой проблеме, наша организация проводила информационную кампанию и объявила краудфандинг. И полтавчане жертвовали деньги. Это показывает, что проблему сортировки отходов считают действительно важной. Кроме того, пару лет назад мы проводили опрос, какую экологическую проблему в Полтаве считают наиболее важной. И уже тогда 80% людей назвали такой проблемой отсутсвие раздельного сбора мусора. Мы видим, что жители интересуются этим вопросом, но у них не хватает информации. Например, у нас часто спрашивают, как именно нужно сортировать отходы, можно ли бросать лампочки в контейнеры со стеклом и т.д.

— Есть ли уже какой-то эффект от раздельного сбора мусора? Известно ли, сколько вторсырья было собрано таким образом и куда его удалось реализовать? 

— Осенью 2019 одно из коммунальных предприятий Полтавы заявило, что они с начала 2019 года заработали на продаже вторсырья 2 млн грн. Это немного, но лучше, чем ничего. Очевидно, что система работает, хотя пока и не так, как хотелось бы.

— Получается, что на данный момент сортировка мусора — добровольное дело? Люди не получают ни вознаграждения за сортировку, ни штрафов, если отказываются сортировать?

— Да, пока что этого нет. Мы пытались протянуть такой механизм, чтобы стимулировать людей, но пока не удалось этого сделать. В нашей системе контейнеры устанавливаются в зависимости от плотности населения. Они не привязаны к конкретным домам. Контейнерные площадки оборудуются из расчета один контейнер на определенное количество домов. Если же привязывать контейнеры к конкретным домам — это будет взрыв мозга, там нужно будет заключать новые договора и по сути менять всю систему. К такому наши коммунальные предприятия просто еще не готовы. Кроме того, сейчас есть такая норма закона, что договор на вывоз мусора может заключить многоквартирный дом, как ОСББ, а могут быть заключены договора и в частном порядке, с отдельными потребителями. Но многие люди просто не заключают никакие договора, и из-за этого сложно внедрить такую систему, о которой мы говорим. В Полтаве живет больше 300 тысяч человек, обработать такую массу индивидуальных потребителей нынешними силами коммунальные предприятия просто не в состоянии на данный момент. Пока мы не знаем, как решать эту проблему. Тем более, что этот вопрос связан с неизбежным ростом тарифов. Несколько лет назад была принята Национальная стратегия обращения с отходами, и уже там было рассчитано, что оптимальный тариф на вывоз мусора должен составлять около 30 грн на человека. Это в два раза выше, чем сейчас. То есть, нужно либо субсидировать это дело из бюджета, либо повышать тарифы для жителей. Это не популярная мера, на которую городские власти не хотят идти.

 — А сколько всего было установлено контейнеров для раздельного сбора мусора в городе? 

— У нас сейчас нет этой цифры, некоторую информацию у городских властей до сих пор получить трудно. Я знаю, что ранее в Полтаве было  560 площадок, но такие площадки находятся в районах с многоэтажной застройкой. На улицах с частными домами таких контейнеров нет.

— Как происходит сейчас раздельный сбор мусора в Полтаве? 

— У нас стоят отдельные контейнеры для пластика, стекла и бумаги. За ними приезжают разные машины. Но не везде бывает так, что стоят именно три. Вообще, достаточно было бы и одного контейнера для этих видов сырья. Потом оно вывозилось бы на сортировочную линию, и там бы бумагу, металл и пластик разделяли. Это несложная технология, и такие линии сортировки в нашей стране производят. Большая часть проблем бы снялась, если бы просто собирали органические отходы отдельно. Существенно улучшилась бы ситуация на свалках, так как органика создает больше всего проблем — занимает большой объем, гниет, образует горючий газ, который потом провоцирует горение полигонов.

— Планируется ли в Полтаве строительство мусороперерабатывающего завода? 

— Наши свалки уже переполнены, так что эта проблема для нас стоит остро. Городскую свалку можно увидеть с нашей главной достопримечательности — белой беседки. Гости города, которые там бывают и фотографируются, видят эту гору мусора. Планы строительства мусороперерабатывающего завода есть, уже был выделен земельный участок для него. Но проблема в том, что люди, которые живут возле этого участка, против строительства завода. Они боятся, что завод будет вреден для экологии. Отчасти я разделяю их опасения. Но положение у нас безвыходное, скоро мы просто окажемся в такой же ситуации, как и Львов, и просто некуда будет вывозить отходы.

В планах строительство центра по обращению с отходами. Там будет и сжигание, и участок для захоронения опасных отходов, и площадка для мойки контейнеров, и сортировочная линия. Но пока этого нет, надеемся, что хотя бы будет полноценно работать раздельный сбор мусора в самой Полтаве. Если мы сможем собирать мусор раздельно и компостировать органику, это уже существенно снизит поток отходов на полигон. Сейчас мы вывозим на свалку около 100 тысяч тонн отходов в год. Если мы сможем хотя бы на 30% количество отходов уменьшить, это уже даст нам  кредит времени, чтобы решить эту проблему.

— Помимо раздельного сбора мусора ваша организация занимается возобновляемыми источниками энергии. Расскажи об этом.

— Да, мы изначально решили развивать солнечную энергетику, так как другие виды возобновляемой энергетики требуют более значительных капиталовложений. Наш проект, который мы реализовали — это «Зеленая школа» в Полтавской области. Там мы благодаря сотрудничеству с немецким фондом Urbis смогли установить на крыше солнечную мини-электростанцию. Сейчас эту школу утепляют, там вводится раздельный сбор отходов, то есть создается образцовая школа с точки зрения экологичности и энергоэффективности.

Теперь вы можете поддержать этот блог на Патреоне

https://www.patreon.com/den_kazanskyi

Подписывайтесь на мои аккаунты в соцсетях

Канал в Телеграмм https://t.me/kazansky2017

Инстаграм

Авторская страница в Фейсбуке 

Твиттер

Канал на youtube

Share →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *