Вторым пунктом в моем донбасском путешествии стал Каменск-Шахтинский. Местные называют его просто Каменском, начисто игнорируя вторую часть, и я в дальнейшем для краткости также буду называть его так. Как и Донецк, Каменск вовсе не оригинален в своем названии. Еще один город с таким же именем есть на Урале, поэтому во избежание путаницы обоим Каменскам в свое время приделали поясняющие расширения – «донецкий» и «уральский». Каменск-Донецкий таковым пробыл недолго и вскоре сменил название на более пролетарское, какое носит и до сих пор.

Каменск – город не совсем обычный. На протяжении своей истории, он успел недолго побыть областной столицей. Впрочем, в Ростовской области это не редкость. Областными центрами тут помимо Ростова в разные годы были целых три города – Каменск, Шахты и Новочеркасск. В этом отношении Ростовская область уникальна. Если я не ошибаюсь, на просторах умершей советской империи нет больше ни одной области с таким количеством бывших «столиц».

Повышение Каменск получил в 1954 году, когда российскую часть Донбасса было решено выделить в отдельную административную единицу – Каменскую область. Однако спустя полтора года каменчане вновь превратились в провинциалов. Столичный статус уплыл в Шахты – более крупный и по-настоящему пролетарский город шахтеров. А затем в 1957-м канула в лету и новообразованная область.

Каменск, не смотря на свое название, на самом деле вовсе никакой не «шахтинский». Ни по виду, ни по сути шахтерским городом он никогда не был. Возник Каменск как казачья станица еще в 17 веке. Позже стал центром Донецкого округа Области Войска Донского. И сегодня в его облике гораздо больше казачьего, чем пролетарского. Не видно ни терриконов, ни копров, зато сохранилось множество дореволюционных построек. Каменск больше похож на Новочеркасск, чем на Гуково или Шахты. Гуляя по его улицам, тяжело поверить, что ты в Донбассе. А между тем шахтерский Донецк расположен всего в 20 километрах.

С 1920 по 1924 год Каменск (тогда еще станица Каменская) входил в состав УССР и подчинялся непосредственно Луганску. К слову, Ростов от Каменска находится значительно дальше, чем украинский областной центр, и в советские годы каменчане предпочитали при случае ездить за покупками и развлечениями в УССР. К Украине Каменск перестал тяготеть только в 90-е, когда были отменены регулярные автобусные рейсы в Луганск и Донецк.

Знакомство с городом я начал с географического и исторического центра – проспекта Карла Маркса. В старой части города все улицы снабжены табличками с двойными названиями – историческим и современным. До революции проспект Карла Маркса назывался Донецким, потому что, как не сложно догадаться, упирался в реку Донец. В то время это была главная улица станицы. Некоторые дома на ней сохранились и до наших дней.

О былом «столичном» статусе Каменска сегодня напоминают кварталы сталинок, тянущиеся вдоль проспекта. Строились они как раз в пятидесятых, когда городу грезились большие перспективы. И сегодня эта часть Каменска имеет вполне соответствующий областному центру вид.

ДК Гагарина также возводился с прицелом на «столичность». И по сегодняшний день он – знаковое место для города. Здесь ставятся театральные постановки и даже играют свадьбы. А территория парка Гагарина, расположенного сразу за дворцом, принимает всевозможные городские гуляния и молодежные мероприятия.

Проспект Карла Маркса правильнее было бы назвать бульваром. Посередине он имеет весьма симпатичную аллею со скамейками. Чем ближе к Донцу – тем больше на проспекте старых построек. У реки стоят совсем древние, невысокие домики, чуть выше – зажиточные особняки купечества и казачьей старшины, оканчивается проспект сталинскими домами, о которых я уже упоминал.

Немного в стороне от главного проспекта обнаружился и настоящий дом-призрак.

Близость речки местами создает атмосферу курортного города. Однако нормальной набережной в Каменске почему-то не обустроили. Есть только небольшая смотровая площадка, с которой открывается симпатичный вид на Северский Донец.

Река делит город на две части – городскую и станичную. Подальше от центра города, берега Донца выглядят и вовсе дико. Так сразу и не скажешь, что находишься в центре промышленного центра с населением почти в 100 тысяч человек.

Недалеко от берега расположена одноименная гостиница, с сохранившейся советской вывеской. О качестве номеров остается только догадываться…

От советов в наследство досталась и доска почета. Спасибо, что хоть без черных досок обошлись…

В центре Каменска есть целых два памятника Ленину, стоящие друг от друга всего в сотне метров. Для чего была нужна такая плотность Ильичей, мне не ведомо. То ли коммунисты так боялись казачьего духа, что решили устроить каменчанам двойную инъекцию идеологической ширки, то ли какой-то партийный клоп хотел выслужиться перед центром — так или иначе город заимел сразу двух истуканов. Тот, что постарше, получился коротконогим, отчего издалека создается впечатление, будто Ленин медленно тонет в болоте.

Более новый выполнен в классическом монструозном стиле брежневских времен.

За спиной старика Крупского начинается городской парк. Там находится еще одна священная для всякого советского человека скульптурная композиция – памятник погибшим солдатам. Причем, чтоб два раза не вставать – сразу двух войн, Гражданской и Второй Мировой.

Памятный комплекс примечателен тем, что помимо традиционной «тридцать четверки» на вечном приколе тут установлен легкий танк Т-70, подбитый немецкой армией в боях за город. Техники времен Гражданской в Каменске не нашлось.

На месте памятника когда-то стоял православный храм. Теперь о нем напоминает разве что крест, надпись на котором сообщающает, что храм был снесен в 1960 году. Да-да, борьба с христианской религией при советах шла не только в печально известные 30-е. В Каменске одно культовое сооружение было заменено другим – памятным комплексом солдатам правильных войн.

Осталось кое-что и от эпохи «лихих девяностых». У нас в Донецке такие ларьки-батискафы давно исчезли, а в Каменске прелестный экземпляр преспокойно стоит себе на центральной улице и похоже, пользуется популярностью.

Каменск не является шахтерским городом, и это заметно во всем. Здесь совсем другая атмосфера, другие люди, другие лица, во всем чувствуется казачья хозяйственность. На улицах значительно чище, чем в соседних угольных местечках. Почти не видно брошенных строений, частные подворья ухожены, сохранилось много старых домов.

Находясь на границе двух регионов – казачьего и шахтерского, Каменск сохранил признаки и одной и другой культуры, и несколько раз менял имидж в зависимости от обстановки. Сначала был казачьей станицей, потом стал тщательно маскироваться под пролетарский город, теперь же, похоже, вновь, возвращается к корням. Не так давно в городе появился памятник атаману Платову и одноименная площадь.

Взамен разрушенного на новом месте был построен новый храм.

Гуляя по улицам, я не заметил присущих шахтерским поселкам бараков и типовых домиков «на два хозяина», которыми массово застраивался частный сектор в 50-е годы. Одноэтажный Каменск – это в основном кирпичные дома со ставнями. Характерный стиль донских станиц, но не пролетарских окраин.

Переулок

Иногда попадаются и двухэтажные домики весьма древнего вида. В советское время частникам было запрещено иметь двухэтажные жилища, но казакам очевидно разрешали жить в ранее отстроенных «коттеджах».

Думается, именно по причине такого несоответствия пролетарскому, «шахтинскому» имиджу у Каменска так быстро отобрали статус областного центра, передав его идеологически правильному и надежному городу Шахты. Похожая судьба постигла в свое время и купеческий город Бахмут (теперь Артемовск Донецкой области). Побыв недолгое время центром Донецкой губернии, он был разжалован по причине «неблагонадежности», и столица Донбасса навсегда переехала в грязную, пролетарскую Юзовку, которая впоследствии разрослась в современный Донецк.

К слову, Артемовск и Каменск вообще весьма схожи между собой и исторически, и визуально. Оба имеют непролетарское происхождение и приличное, как для наших мест архитектурное наследие. Оба успели побыть уездными центрами и областными столицами. Оба относятся к Донбассу, но не добывают угля. И наконец, оба имеют неоригинальные названия: у Артемовска также есть тезка – крошечный депрессивный городишко в Луганской области.

Завершая рассказ о Каменске, нельзя не упомянуть еще об одном памятном событии в истории города – Каменской железнодорожной катастрофе, произошедшей в августе 1987 года. Отсчет «черных августов» в России отчего-то принято вести с 1991 года, однако, как видим, славился кровавыми событиями этот месяц и раньше. В ночь с 6 на 7 августа на станции Каменская произошла страшная авария, унесшая 106 человеческих жизней. На тот момент это была крупнейшая железнодорожная авария в истории СССР, и лишь случившаяся двумя годами позже еще более ужасная катастрофа под Уфой побила этот мрачный рекорд.

Авария на станции Каменская произошла по причине распиздяйства советских железнодорожников, допустивших ряд идиотских ошибок. В отдельности каждая из них не могла иметь столь фатальных последствий, но вместе взятые они привели к тому, что случилось. Ночью на станцию на огромной скорости влетел неуправляемый грузовой состав и врезался в хвост стоящего пассажирского поезда со спящими людьми. Три пассажирских вагона от удара полностью разрушились.

Подробности случившегося изложены в Википедии, поэтому пересказывать историю во всех подробностях здесь не вижу смысла. Ограничусь лишь фоткой памятного знака, установленного на станции в 2010 году. Фото тоже из Википедии, так как сам я до вокзала дойти так и не успел.

Среди посещенных мной городов Восточного Донбасса Каменск показался мне самым симпатичным и самым неординарным. Кризис угольной отрасли его практически не затронул, поэтому в облике города нет привычной для донецкого региона печати упадка и депрессии, хотя и есть определенные экономические и культурные проблемы. Впрочем, Гуково, куда я отправился на следующий день после прогулки по Каменску, в сравнении с последним показалось мне просто дырой, из которой хотелось поскорее сбежать.

Но об этом я рассказ пойдет уже в следующей части.

Share →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *